Автореферат диссертации Росова о Рерихе

 

 

План Христа для Рерихов, который исполнял старший Махатма заключался в том чтобы отделить у большевиков Сибирь, присоединить к ней Монголию и сделать Рерихов царями этого царства. "10 лет на войну и еще 40 на принятие Миром - Общины."

 

 

Оглавление:

 

Н.К. Рерих

Источниковая база. Автор открыл и "разработал" много западных архивов Рерихов

Научная новизна. "Новая страна"

Сеть кооперативов "Канзас" (в Центральной Азии)

Причины завершения миссии Рерихов

Заключени Росова о Н.К. Рерихе

В.А. Росов не избегает ассоциации Плана Рерихов с "Утопией"

Альбом: Сравнительные фото инкарнаций Рерихов - Леонардо Да Винчи, Ломоносов и Тамерлан

 

 

 

 

 

 

 

Н.К. Рерих

 

Академик живописи Николай Константинович Рерих (1874-1947) является одним из ярких представителей русской диаспоры за границей. Эмигрантский период жизни и деятельности Н.К. Рериха в полной мере пока не осмыслен и остается за рамками современной исторической науки в России. В настоящее время чрезвычайно возрос интерес научного сообщества к интеллектуальному наследию наших соотечественников, среди которых русский художник выдвинулся в число ученых, политиков и деятелей культуры международного масштаба.
...

В среде Русского Зарубежья идет поиск идеалов национального возрождения, там заговаривают о "новой", "воскресшей", или "третьей России", которая только и может победить большевизм. Выразитель чаяний эмиграции писатель Д.С.Мережковский провозглашал: "Россия первая - царская, рабская; Россия вторая - большевистская, хамская; Россия третья - свободная, народная".

 

Н.К. Рерих полностью разделял идею новой, народной России. Со временем он даже поворачивается лицом к большевикам, ищет с ними сотрудничества. Судьбы потерянной родины Рерих связывал не с Европейской, а с Азиатской Россией. В начале 1920-х годов он отправляется в путешествие по Востоку и ищет новые формы социального строительства.

 

Проведение научно-художественных экспедиций в Центральную Азию - в Тибет, Монголию и на Дальний Восток, не было для Рериха самоцелью. В ходе двух его экспедиций, Тибетской (1925-28) и Маньчжурской (1934-36), обнаруживается контекст идей, связанных с созданием нового государственного образования на территории Азиатской России и на территориях сопредельных с СССР государств. Условно это государство у Н.К. Рериха получило название "Священный Союз Востока", позже переименовано в "Штаты Азии" и "Новую Страну".

 

Н.К. Рерих вовлекается в большую политику. Им начинают двигать устойчивые мифологемы.
...

У Рериха, как и у его предшественников, присутствовала инерция имперского мышления. История освоения Центральной Азии дает примеры такого подхода - "миф" Н.М.Пржевальского, который хотел присоединить Китай к России, или "миф" И.Ф. Бларамберга, предложившего завоевать Британскую Индию. В этом смысле Н.К.Рерих тоже явился выразителем национальной идеи, осуществляя русскую утопическую мечту о "Новой Стране" (представления староверов о Беловодье или легендарной стране Шамбале).
...

В процессе изучения данного сюжета стало ясно, что знаменитый художник и путешественник не ограничивал себя рамками исследователя Центральной Азии. Масштаб личности Н.К.Рериха гораздо шире, ему вполне соответствует статус неординарного политика. Хорошо известно, как деятель мировой культуры он предложил правительствам многих государств свой Пакт Мира о сохранении культурных ценностей и памятников во время войн и вооруженных конфликтов. В 1935 году Конвенция в Вашингтоне приняла этот документ, его подписали страны Северной и Южной Америки. Однако Пакт Рериха - это также и звено в большой политике, в которую оказались вовлечены известные деятели Соединенных Штатов - президент Ф.Д.Рузвельт, министр земледелия и сельского хозяйства Г.Э. Уоллес, сенатор Уильям Бора и другие.
...

Жизненные задачи семьи Рерих применительно и к Азии, и к России пока еще не осознаны.
...

Более чем через 30 лет после Трансгималайского путешествия, в 1960 году, участник похода, заведующий транспортом П.К. Портнягин на следствии в связи с его прошением о реабилитации свидетельствовал: "Экспедиция Рериха в основном преследовала религиозную цель, именно установить контакт между западными и восточными буддистами, поскольку сам Рерих являлся главой западных буддистов".
...

Среди зарубежных публикаций, принадлежащих перу американских исследователей, выделяются работы о Маньчжурской экспедиции. Это журнальные статьи Самуэля Уокера и Роберта Рупена.10 А также монографии более общего характера, где Н.К. Рериху отводятся отдельные главы, - Роберта Вильямса "Русское искусство и американские деньги", Грэхема Уайта и Джона Мейза "Генри Уоллес: поиск нового мирового порядка", Джона Кальвера и Джона Хайда "Американский мечтатель. Жизнь Генри Уоллеса".11 На страницах этих книг дан анализ взаимоотношений министра сельского хозяйства США Г.Э.Уоллеса с Н.К.Рерихом, которые достигли напряженности в разгар Маньчжурской экспедиции. Эти монографии носят достаточно односторонний характер. Например, все оценки личности русского художника суммированы у Мейза и Уайта в названии главы "Фальшивый пророк". Такие оценки только подтверждают вывод о том, что изучение научной биографии Н.К. Рериха находится в начальной стадии. Книга Карла Мейера и Шарин Брюсак "Турнир теней"12 имеет более широкий исторический контекст, в ней отмечается геополитический характер экспедиций Рериха.
...

В 1920-е годы Рерихи вступили в "Большую игру", издавна выражавшуюся в соперничестве мировых держав за сферы влияния в Центральной Азии. (Начало было положено в XIX веке борьбой царской России и Великобритании за Персию и Афганистан.)
...

Как реакция на последние исследования автора, касающиеся миссии Н.К. Рериха в Харбин, заявлены публикации О.А.Лавреновой и монография М.Л.Дубаева.16 В них частично вводятся в оборот новые материалы из архива Международного центра Рерихов (Москва) - эпистолярное наследие семьи Рерих и дальневосточная эмигрантская пресса середины 1930-х годов. Однако упомянутые исследователи помещают Маньчжурскую экспедицию вне политического контекста и не дают представления о международных контактах Н.К. Рериха как руководителя экспедиции. Они обходят стороной официально не заявленные цели поездки Н.К. Рериха по Дальнему Востоку, во время которой был выдвинут проект "Канзас", включающий организацию сети сельскохозяйственных кооперативов в Маньчжурии и Внутренней Монголии. Однако проект "Канзас" потенциально связан с идеей создания монголо-сибирского государства в Центральной Азии.
...

 

 

Источниковая база. Автор открыл и "разработал" много западных архивов Рерихов

 

Диссертационное исследование выполнено на основе многочисленных архивных источников. Удалось разыскать огромное число новых документов, имеющих отношение к Тибетской и Маньчжурской экспедициям.

 

В течение ряда лет, начиная с 1991 года, диссертант работал в архивах США, Индии, Чехии, Франции и России. В одной только Америке освоено более десятка крупных государственных и частных собраний, в которых хранятся рериховские материалы. Среди них: музей Николая Рериха в Нью-Йорке, Бахметьевский архив Колумбийского университета, Русский культурный центр при Амхерст колледже, Национальный архив в Вашингтоне, библиотеки Ратгерс и Айова университетов, Русский музей в Сан-Франциско, Дальневосточный архив синолога П.В.Шкуркина в Сан-Пабло и другие. Кроме того, широко использованы российские государственные и частные собрания, наиболее значительными являются Государственный архив Российской Федерации, Архив внешней политики РФ, Российский государственный архив социально-политической истории.

 

Основным источником для научных изысканий послужили американские архивы, среди которых выделяется, прежде всего, собрание музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Пока оно не имеет полного описания, и по предварительным оценкам в нем содержится несколько десятков тысяч документов. Это собрание формировалось при жизни семьи Рерих, однако его целостность была утрачена после прекращения деятельности музея в 1936 году. Большая часть документов со временем перешла в возрожденный музей Рериха, официально открытый на Манхэттене в 1950-х годах. Другая часть стала достоянием Русского культурного центра при Амхерст колледже (Массачусетс, США). Характерной особенностью этого архивного собрания является наличие в нем рукописных дневников, принадлежащих Е.И.Рерих, жене и сподвижнице художника. В большинстве случаев дневниковые записи дают ключ к пониманию описываемых событий.
Диссертанту в числе первых пришлось осваивать и вводить в научный оборот обе коллекции.

 

Одним из главных открытий можно считать коллекцию материалов в Ратгерс университете (Нью-Джерси, США), принадлежавших сотруднице Рерихов, вице-президенту Рериховского музея Ф.Р Грант. Именно Фрэнсис Грант осуществляла неформальную связь между американским правительством и Н.К. Рерихом во время его поездки по Дальнему Востоку. Эта коллекция (86 коробок) передана в библиотеку университета самой хозяйкой в 1986 году. После длительной обработки, через 15 лет, архив стал доступен для исследователей. Он явился одним из основных источников информации о Маньчжурской экспедиции.


Другим важным источником послужил личный архив министра сельского хозяйства Соединенных Штатов Г.Э.Уоллеса в университете города Айова (штат Айова, США). Поскольку министр Уоллес явился практически главной фигурой в деле организации и проведения Маньчжурской экспедиции, то его деятельность стала предметом специального исследования в диссертации. Архив частично уже разработан американскими исследователями. И все-таки ряд материалов, касающихся Рериха и его дальневосточной экспедиции, до сих пор еще не был введен в научный оборот.

 

Некоторые из документов, относящихся к деятельности Г.Э. Уоллеса, представлены в Американском Национальном архиве (Вашингтон, округ Колумбия). Там находится фонд, посвященный Маньчжурской экспедиции. Характерной особенностью последнего собрания являются административные бумаги. Это переписка главы экспедиции Н.К.Рериха, его помощника Ю.Н.Рериха, а также члена экспедиционной группы американского ботаника Г.Г. Макмиллана с руководством Департамента сельского хозяйства в Вашингтоне.
...

Наконец, еще одним уникальным источником явился документальный фонд Кэтрин Кемпбелл-Стиббе, председателя Совета директоров возрожденного музея Рериха в Нью-Йорке. Собрание было передано 25 лет назад в Государственный музей Востока (Москва) и составило неотъемлемую часть коллекции Мемориального кабинета Н.К.Рериха. В этом собрании обнаружились путевые заметки, сделанные во время тибетского похода на Лхасу его участниками, также имеются письма отца и сына Рерихов из Маньчжурской экспедиции, английская версия экспедиционного дневника, написанного в ходе путешествия во Внутреннюю Монголию, личные дневники Луиса Хорша, президента первого Рериховского музея, и другие редкие документы. Дарительница, госпожа Кемпбелл, завещала открыть фонд для работы в 2003 году, поэтому в диссертацию как раз и включены ранее неизвестные, новые материалы из этого фонда в музее Востока.

 

 

Научная Новизна. "НОВАЯ СТРАНА"

 

Речь идет о концепции "Новой Страны" - создании независимого государственного образования на территории Азии. Автор диссертации прослеживает изменение этой концепции, ее подвижный характер, в зависимости от политической ситуации, складывающейся в мировом сообществе, в регионе Центральной Азии и Дальнего Востока.

 

В научный оборот введен огромный массив документов, открытых диссертантом в архивах США, Индии и России. Это, прежде всего, архивные материалы, позволяющие впервые составить документально обоснованное представление о Маньчжурской экспедиции Н.К. Рериха, ее разноплановых задачах, характере проведения и итогах. Найдены, описаны и введены в научный оборот уникальные дневники руководителя экспедиции Н.К.Рериха и его заместителя Ю.Н.Рериха. Новые документы позволили также значительно расширить представления о Тибетской экспедиции, ее политических целях, которые до сих пор никем не рассматривались. Целый пласт материалов относится к алтайскому этапу этой экспедиции и отражает концессионную политику американских организаций, возглавляемых Н.К.Рерихом, на территории Советской России и Республики Танну-Тува.
...

Концептуальное положение о создании Н.К.Рерихом монголо-сибирского государства в Центральной Азии, выдвинутое автором диссертации, поддержано научным сообществом.Концепция "Новой Страны" включена в труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как А.И. Андреев (Россия), Джон Маккэнон (Канада),19 популяризатора Руф Драйер (США),20 упоминается в научно-популярной литературе Н.А.Тоотс, Р.Г.Баранцевым, В.С.Дмитриевым, 21 и даже - специалистами по истории религии С.В.Фоминым22 и дьяконом Андреем Кураевым.
...

В первом параграфе ""Новая Страна" Рерихов в историческом контексте" рассказывается о зарождении идеи обособленного монголо-сибирского государства и ее генезисе, обусловленном историческими условиями развития России и доктриной "восточничества".23 Идеологию создания федеративного государства в Азии, как некоего "союза азиатских народов", в разное время поддерживали Агван Дор-жиев, барон РФ. Унгерн, генерал П.Н. Краснов.
...

Кроме объективных, существовали субъективные предпосылки возникновения идеи "Новой Страны" и ее реализации. Прежде всего, это - мифологический контекст истории. В основе деятельности Н.К.Рериха лежал миф как таковой, связанный с воплощением социальной утопии.
Выдвинутый в ходе Маньчжурской экспедиции политико-экономический проект "Канзас" не получил должного развития. После того как в рамках этого проекта Н.К.Рерих предпринял первые шаги по организации монгольских кооперативов, ему удалось открыть кооперативный банк в Батухалке (Пейлинг Миао) и договориться о порядке сборов торговых и таможенных пошлин с руководством Автономного государства во Внутренней Монголии. Однако ряд причин личностного характера, приведших к конфликту среди сотрудников музея Рериха в Нью-Йорке, не позволил благополучно завершить проект "Канзас". Политические амбиции министра Г.Э.Уоллеса и президента Рериховского музея Л.Л.Хорша помешали им поддержать дружбу и продолжить сотрудничество с Н.К.Рерихом на должном уровне, и в результате Маньчжурская экспедиция была приостановлена. Экономическая, финансовая база проекта, а также политическая конъюнктура, сложившаяся в ходе экспедиции (изменение позиции Ф.Д.Рузвельта по отношению к семье Рерих), не соответствовали тем колоссальным задачам, которые сопряжены с созданием нового государства в Азии.
...

Политическая ориентация Н.К.Рериха за годы эмиграции неоднократно меняется, он проявляет определенную гибкость. В начале эмигрантского пути наблюдается непримиримость к большевикам (поддержка Юденича в Финляндии), затем - переговоры с большевиками в Москве и подчеркнутое признание ленинизма. Накануне Маньчжурской экспедиции Н.К.Рерих и его американские сотрудники стоят в оппозиции к советской власти, выступают против официального признания Советского Союза на межгосударственном уровне. В высказываниях Рериха звучит не только отрицательное отношение к Сталину, но даже к Троцкому и Ленину (в письме к председателю Латвийского рериховского общества РЯ.Рудзитису).

Изменчивое отношение Н.К.Рериха к власти определяет и разные подходы к реализации замысла образования нового государства. В послеэкспедиционный период, с 1935 года, под "Новой Страной" уже подразумевается Советский Союз (письма Е.И.Рерих).
...

Необходимо отметить, неизменным идеалом для Н.К.Рериха оставалась историческая личность преподобного Святого Сергия. В творчестве художника, в его картинах и литературных очерках Радонежский воевода всегда выступает собирателем Руси.

 

 

Сеть кооперативов "Канзас" (в Центральной Азии)

 

В третьем параграфе "Научная экспедиция Н.К. Рериха на Алтай (1926)" приводятся подробности алтайской поездки в связи с выбором мест под предполагаемые концессии. Научную сторону экспедиции осуществляла группа горного инженера Т.Н.Пономарева, а Рерих и его сотрудники, помимо художественных и этнографических целей, изучали возможность "организации в районе горы Белухи культурно-промышленного центра". Такой центр мог стать прообразом будущей столицы нового монголо-сибирского государства, "Священного союза Востока".
...

Шестая глава "Генри Уоллес: министр и мистик" посвящена одному из главных действующих лиц Маньчжурской экспедиции, обеспечившему ее подготовку и проведение, министру сельского хозяйства Соединенных Штатов. Фигура Г.Э.Уоллеса, который сочетал в себе одновременно политическую активность и религиозный поиск, явилась идеальной для осуществления "Мирового плана" Н.К. Рериха.
...

Восьмая глава "Проект "Канзас"" излагает в общих чертах политико-экономическую доктрину, выдвинутую Н.К.Рерихом в ходе Маньчжурской экспедиции. Проект "Канзас" предполагал организацию кооперативного движения, на первых порах во Внутренней Монголии, создание промышленных предприятий, кооперативных банков, таможенных зон, социально-культурные преобразования и потенциально был связан с идеей "Новой Страны".
...

В период подготовки и проведения экспедиций Н.К.Рерих проявил незаурядный дипломатический талант. Тибетское путешествие 1927 года неизбежно превратилось в "дипломатическую миссию". От имени западных буддистов художник намеревался предложить владыке Тибета, Далай-ламе XIII, союз для покровительства буддийскому миру.

 

 

Причины завершения миссии Рерихов

 

Девятая глава "Причины завершения миссии Н.К. Рериха на Дальнем Востоке" реконструирует цепь событий, которая привела к прекращению всей деятельности Рериховских учреждений в Америке, вследствие чего проект "Канзас" не был реализован. Против руководителя Маньчжурской экспедиции выступили его сотрудники и ученики - председатель Совета директоров нью-йоркского музея Л.Л. Хорш, министр Г.Э. Уоллес, и даже президент Ф.Д. Рузвельт.

 

В первом параграфе "Маньчжурская экспедиция: интерпретация Г.Э.Уоллеса" изложены мотивы, побудившие Уоллеса принять решение закрыть экспедицию. После публикации скандальной статьи в газете "Чикаго Трибьюн" в июне 1935 года, где сообщалось о военных приготовлениях экспедиции у границ Монголии, Уоллес прервал отношения с Рерихами. Министр сельского хозяйства намеревался выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 1936 года, и всякие отношения с Рерихом могли испортить его репутацию в глазах избирателей.

 

Во втором параграфе "Маньчжурская экспедиция: мотивации Л.Л.Хорша" рассмотрены причины, заставившие председателя Совета директоров музея приостановить деятельность Рериховских учреждений в Нью-Йорке. Это, прежде всего, финансовые и имущественные интересы, именно они побудили Хорша исключить Рерихов из числа учредителей музея.

 

В третьем параграфе "Союз Л.Л.Хорша и Ф.Д.Рузвельта, проект "новый Канзас"" речь идет о продвижении еще одного "монгольского проекта", который подразумевал овладение серебряным рынком в Азии. Хорш, опираясь на поддержку президента Рузвельта, намеревался преобразовать рериховский проект в своих коммерческих интересах. Вместе с завершением миссии Н.К. Рериха на Дальнем Востоке его идея "Новой Страны" переходит в разряд утопий.

 

 

Заключение Росова о Н.К. Рерихе

 

Однако самой необычной чертой экспедиционной деятельности Н.К.Рериха стала его вовлеченность в международный политический процесс в Азии. Во время своих поездок и путешествий он встречается с крупными государственными деятелями. Накануне первой Центральноазиатской экспедиции, будучи в Европе, ведет переговоры с советскими полпредами Н.Н.Крестинским и Л.Б.Красиным, а на маршруте экспедиции в Советском Союзе - с наркомами Г.В.Чичериным и А.В.Луначарским. В Монголии наносит визит председателю правительства Цырен Дорджи и сотрудничает с председателем правого крыла Монгольской народно-революционной партии и одновременно Ученого комитета МНР Цыбеном Жамцарано. В ходе второй, Маньчжурской, экспедиции Н.К.Рерих посещает военного министра Японии Сенжуро Хаяши и императора Маньчжоу-Го Пу И. При этом немало загадок оставляют его контакты с главой автономного государства во Внутренней Монголии князем Дэваном и духовным лидером буддистов Таши-ламой IX.

 

Политический характер экспедиций рельефно вырисовывается на примере деятельности их участников как в Тибете, так и в Маньчжурии. Во-первых, имеется в виду дипломатическая "буддийская миссия" в Лхасу на переговоры с Далай-ламой XIII, во-вторых, активность Н.К.Рериха и его сына, востоковеда Ю.Н.Рериха, в Харбине, где их усилиями были установлены тесные связи с военной эмиграцией на Дальнем Востоке (Российский Общевоинский Союз, Восточно-Казачий Союз, Военно-Монархический Союз, Сибирское Казачье Войско).

 

Одной из сторон политической деятельности Рерихов является социальное направление - проекты, связанные с созданием сети кооперативов и кооперативных банков. В течение двух лет, с 1933 по 1935 годы, предпринимались попытки организовать "Трехреченские артели" в Северной Маньчжурии, кооператив "Алатырь" в окрестностях Харбина и кооперативное движение во Внутренней Монголии. Кооперативы выступают экономической платформой будущих социальных построений Н.К.Рериха, так же как и их идеологической основой. Национальное возрождение России связано с поиском новых форм государственного устройства, соединяющих в себе традиционную общину и монархическую модель.

 

Упомянутая выше деятельность Н.К.Рериха сводится к его концепции "Новой Страны", некоего идеального государственного образования в Центральной Азии, которое первоначально получило название "Священный Союз Востока", а затем - "Штаты Азии" (по аналогии с Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки). Территориальные границы Новой Страны в течение более десяти лет, с момента первой до окончания второй экспедиций, оставались достаточно условными. В ее ареал попадали земли Русского и Монгольского Алтая, Синьцзяна, Северного Тибета и Внутренней Монголии. Новое государственное образование в эмигрантской прессе получило наименование, почерпнутое у самого Рериха, - "сибирское", или "монголо-сибирское" государство. Это указывает на то, что основное ядро будущего государства планировалось на оси Алтай-Гоби. Население новой страны предположительно должно было составить около 10 миллионов человек (численность соответствует заселенности указанных территорий согласно справочным данным середины 1920-х годов). Государственное устройство базировалось на "конституционной монархии" с преобладанием религиозного элемента.

 

Подобное образование напоминает теократическое устройство Тибета, где Далай-лама одновременно является и светским, и религиозным лидером. Напомним, в 1927 году фигура Н.К. Рериха рассматривалась его окружением в качестве "Западного Далай-ламы". А на переговорах с советскими руководителями в Москве художником был предложен проект "Единой Азии", который подразумевал образование федерации азиатских государств и выработку буддийско-коммунистического мировоззрения, основанного на общепринятых ценностях буддийской сангхи, т.е. общины.
...

Старшему сыну, Ю.Н.Рериху, после смерти матери все-таки удалось приехать в СССР. В 1957 году по протекции Н.С.Хрущева он вернулся из эмиграции и получил место профессора в Академии наук. Несмотря на идеологически сложную обстановку в Советском Союзе, Ю.Н.Рерих не оставлял сибирские планы, неоднократно говорил о "Городе Будущего" на Алтае, том самом "Звенигороде", о котором мечтал его отец. Таким образом, устойчивая мифологема "Новой Страны" продолжала существовать и после смерти Н.К.Рериха.

 

Обобщая основные выводы диссертационного исследования, следует подчеркнуть, что в работе предпринята попытка дать целостный анализ деятельности Н.К.Рериха в связи с его концепцией "Новой Страны". Художник предстает сложной, многомерной личностью. Это, в полной мере, синкретичная фигура. Он сочетал в себе, с одной стороны, крупного ученого, исследователя Азии, и с другой -политика-практика международного масштаба, с ярко выраженным геополитическим мышлением.

 

В жизни Н.К.Рериха наука тесно переплеталась с политикой. О Рерихе как неординарном политике говорилось выше. Теперь обратим внимание на научные результаты русско-американских экспедиций в Центральную Азию. По итогам первой из них, Тибетской, в 1928 году было принято решение основать Гималайский институт научных исследований "Урусвати" в Кулу (Индия, штат Пенджаб). Институт не только суммировал уникальный экспедиционный опыт, но и заложил новые, передовые направления в науке (изучение космических лучей, раковых заболеваний; биохимические исследования; тибетская медицина и фармакопея; археология и этнография). При содействии Н.К.Рериха несколькими годами позже открылся Институт востоковедения в Париже (1930). Непосредственное влияние оказано им на организацию Археологического института Н.П.Кондакова в Праге (1931). Гималайский центр "Урусвати" был учрежден как прототип будущего "Города знаний" на Алтае.

 

 

В.А. Росов не избегает ассоциации плана Рериха с "Утопией"

 

Рериховское построение "Новой Страны", на первый взгляд, попадает в разряд утопий. Известно, идеальные государства Платона и Конфуция являются продуктом философской теории. В этом смысле Н.К.Рерих остается носителем утопического сознания. Однако он пошел дальше, нежели классические утописты, от теории к практике, манифестировал идею "Новой Страны" и сам ее воплощал. Активность Н. К. Рериха в Азии - политическая, экономическая и культурная - образует особый вид деятельности, которую уже нельзя назвать утопической.

 

В современном мире представление об утопии носит снисходительный оттенок, оно связано с чем-то фантастическим и нереальным, оторванным от действительности. Позиция Н.К.Рериха на этом фоне выглядит более целесообразной. Свою практическую работу он подкрепляет учением "Живой Этики". Это учение, внесенное им в жизнь, добавляет необходимую духовную компоненту - рост сознания. Постоянное обновление человека не имеет ничего общего с утопией. Такому новому явлению пока еще нет достойного названия.

 

Что касается воплощения самой идеи "Новой Страны", то не следует ограничивать ее территориальными и временными рамками, границами одного государства и периодом одной человеческой жизни. Внешне неудавшаяся попытка, незавершенная работа - тоже является бесценным социальным опытом. Вполне возможно, смысл миссии Н.К.Рериха состоял в закладке новых возможностей на будущее, в "цементировании пространства", по его собственному выражению. В условиях современной России такая задача представляется насущной и очень важной.