Миф об Аполлоне

 

   

 

 

Мистерии древней Греции насчитывают по крайней мере 20.000 лет. Греческая мифология видимо отражение неких событий очень далекого прошлого. Эта мифологическая греческая история богов взята, возможно, из Атлантиды. Миф об Аполлоне во многом поучителен. В Аполлоне есть нечто от иного далекого мира — некое качество, видимо обусловленное его связью с таинственной страной гипербореев. Удивительно, но имя его совпадает с именем Ангела Бездны Аполлиона в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе).

 

 

Титанида Лето сошлась с уже женатым богом Зевсом. Предавались любви они в образе перепела и перепелки, в результате чего Лето забеременела. Но родить она никак не могла, потому что законная супруга Зевса Гера намеренно удерживала возле себя богиню родов Илифию. Так Лето и скиталась беременной, пока не добрела до острова Делос , где и разрешилась от бремени вначале дочерью Артемидой, затем, уже с помощью Илифии, сыном - Аполлоном. Богиня Фемида вскормила маленького Аполлона нектаром и амброзией, а Гефест подарил ему лук и стрелы.

 

Богиня Лето - образ матери, «славной своими детьми». Это ее главное достижение. Ее называли «вечно милой» и «вечно кроткой». Лишь благодаря детям она заняла почетное место на Олимпе. Ее сына традиционно называли не по отчеству, а по имени матери - Летоид, что считается подтверждением его матриархальных предпочтений. Сын Лето на пару с сестрой убил титана Тития, который домогался его матери. (Ни одна другая мать греческой мифологии не была под такой защитой.)

 

Еще будучи совсем юным Аполлон убил змея Пифона (Дельфиния), детище Геры, опустошавшего его родной остров и преследовавшего его мать. Затем он очистился от скверны убийства в Фессалии и вернувшись, учредил Пифийские игры в родных Дельфах. Бог Пан научил Аполлона прорицаниям и тот учредил в Дельфах свой храм с жрицами -пифиями, которые в трансе предсказывали будущее. Аполлон вообще почитался как оракул и пророк, его называли «водителем судьбы» (Мойрагетом).

 

Позже Аполлон, Артемида и Лето во всех олимпийских и земных распрях выступали единым семейным фронтом (исключение составляло лишь соперничество Артемиды и Аполлона между собой). …

 

Богом Солнца Аполлон стал в довольно позднее время. Особенно интересным является позднее античное сочинение - речь римского императора и мистика Юлиана Сонцепоклонника «К Царю Гелиосу».

 

В христианское средневековье художники любили изображать гору Парнас с Аполлоном и музами; его как бога Солнца, правящего колесницей; в компании с сестрой Артемидой; влюбленного Аполлона и отвергающую его Дафну; а также состязание Аполлона и Марсия. Это объяснимо - люди искусства предпочитали изображать его по большей части как покровителя искусств и ревнивого соперника в творчестве, а также отвергнутого девушкой влюбленного. Это, видимо, были эмоционально близкие им сюжеты.

 

© Бедненко Г.Б., 2004

 

 

 

Среди многочисленных солнечных божеств одно привлекает внимание своей крайней неоднозначностью, вобравшей в себя все характеристики самого Светила — Аполлон. Ни один народ, кроме греков, причём не ранних, светлых, а поздних, соприкоснувшихся с Египтом и Халдеей и обожженных их мудростью, не запечатлел так точно Дух Дневного Светила, освещающего, безжалостно открывающего секреты, обжигающего и самодостаточного в своём совершенстве. …

 

Аполлон — один из древнейших богов Греции. Считается, что его имя происходит от греч. àπελάω «отвращающий», или от απέλλα «собрание». В крито-микенских текстах его имя не встречается. Считают, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. В мифах более раннего периода Аполлон склонен к опрометчивым поступкам, скор на расправу, в мифах позднего периода — он сама рассудительность, гармония, созидание, от которых, правда, веет холодом совершенства. Аполлон — второй по значению бог в греческом пантеоне, уступающий только Зевсу. Это бог солнца, искусств (особенно музыки), пророчества и стрельбы из лука. Он — законодатель и каратель; покровитель медицины, способный также насылать болезни; защитник пастухов. …

 

Эпитеты Аполлона многочисленны и разнообразны: Пеан и Пеон («Разрешитель болезней»), Мусагет (водитель муз), Мойрагет («водитель судьбы»), Феб («Лучезарный» — указывает на чистоту, блеск и прорицания), Сминфей (Мышиный), Алексикакос («Отвратитель зла»), Апотропей («Отвратитель»), Простат («Заступник»), Акесий («Целитель»), Номий («Пастух»), Дафний («Лавровый»), Дримас («Дубовый»), Ликейский («Волчий»), Летоид (от имени матери), Эпикурий («Попечитель»)…

 

Хорошо известны и деяния Аполлона. Наиболее известна змееборческая ипостась этого бога. Аполлон рано возмужал и еще совсем юным убил змея Пифона (Дельфиния), преследовавшего Лето и опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где некогда был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Аполлон также поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с титанами и гигантами. Уже в этих мифах очевидна карающая природа Аполлона. …

 

Функции Аполлона очень противоречивы. С одной стороны он водитель муз, Мусагет, покровитель искусств, поэзии и музыки. Но вместе с этим, своими стрелами он несет смерть, разрушение и чуму (например, в начале Илиады). Существуют упоминания того, что Аполлон был не прочь поохотиться вместе с сестрой, и эта охота была страшна и безжалостна. Образ его внешне благороден, его одежды источают волшебный свет и аромат, он играет на изящном инструменте, который издает нежный, размеренный звук. Прекрасный, как белый лебедь, Аполлон мог быть жестоким и губительным, как волк. Поэтому его также называли «Волчьим» и приносили ему в жертву тех животных, которых предпочитают эти четвероногие губители стад. …

 

В Аполлоне есть нечто от иного далекого мира — некое качество, видимо обусловленное его связью с таинственной страной гипербореев. Когда после рождения сына Зевс подарил ему запряженную лебедями колесницу, Аполлон отправился на ней не в Дельфы, а к гипербореям, у которых пробыл целый год. Впоследствии он ежегодно на некоторое время удалялся в эту «благословенную страну света».

 

27 Май, 2009, автор Энмеркар

 

 

 

Златокудрый бог солнца, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов, а также очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра Артемида - Луну).


Сын богини Латоны (Лето) и Зевса, брат-близнец Артемиды, внук титанов Кея и Фебы. Родился на острове Делос (Астерия), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света.


Отец Аристея (от нимфы Кирены), Лапифа, Фемонои, Орфея и Лина (от музы Каллиопы), Асклепия (от Корониды, которую он убил за измену со смертным), Яма. Приносил естественную смерть мужчинам. Одновременно был богом - стреловержцем, насылающим смерть и болезни.


Среди его жертв – сыновья Ниобы, Пифон, сатир Марсий, сыновья Алоэя Отос и Эфиальт.


За насмешку над юным богом любви Эротом был наказан неразделенной любовью к нимфе Дафне.

 

Виктория Зырянова AKA Caroline

 

 

 

Культ Аполлона получил распространение в Риме в V в. до н.э. Источник - разумеется, Греция, также Аполлону поклонялись этрусски, которые называли его Аплу (Apulu). Расцвет культа относится ко времени правления Августа, считавшего Аполлона своим покровителем. Поначалу, Аполлон считался только богом-врачевателем, но позднее он полностью принимает свои "греческие" функции. Строительство храма Аполлона в Риме - 432 г. до н.э. Этот храм, взлиз Палатина, был один из самых богатых в Риме.

 

Как светлый бог неба, которому ненавистно все нечистое и нечестивое, Аполлон уже вскоре после своего рождения отправляется на истребление злых сил мрака. Он убивает своими стрелами великого Тития и дракона Пифона, чудовище, которое жило в узкой долине Плейста около Дельф и губило людей и скот. Все мифы об Аполлоне — не что иное, как прославление победоносной силы весеннего солнца над мрачными силами зимы.

 

Аполлон, с одной стороны, — борец против всякого зла и всего нечистого, но, с другой стороны, древние же предания представляли его страшным богом смерти, поражающим своими далеко разящими стрелами людей и животных. Такие сказания легко объясняются стихийным значением этого бога. Ведь солнечный луч хотя и изгоняет ледяную зиму, он в то же время с возрастанием летней жары опаляет и губит…

 

Но главное значение в Греции Аполлон получил как бог-оракул, предсказания которого имели сильное влияние до позднейших времен на политику государств, судьбы людей и семейств. Не будучи в состоянии сам прозревать будущее, он возвещает как пророк решения Зевса. По большей части от имени бога предсказывали женщины и девушки — сивиллы. Всех прорицателей с течением времени затмил оракул в Дельфах, решения которого в продолжение долгого периода греческой истории имели, особенно у дорийских племен, почти всемогущую силу.

 

Дельфы были главным местом культа Аполлона. Находившийся там великолепный храм был во времена Писистратидов выстроен заново после пожара и, благодаря всевозможным приношениям, его богатство неуклонно возрастало. Не менее известным местом культа Аполлона был остров Делос, его родина. Священные места находились у подножия горы Кинф, впрочем, весь остров был посвящен богу, и здесь запрещено было хоронить мертвых. В честь бога каждые четыре года праздновались торжественные игры, которые, по преданию, были установлены Тезеем.

 

Римский Аполлон перешел в Рим из Греции, ибо здесь также сильно ощущалась потребность в боге-предсказателе. Римские боги, хотя и делали намеки на будущее, но в своих ответах ограничивались одним «да» или «нет». В то же время и представление о боге-целителе проникло в Рим. Особенно блестящее развитие культ Аполлона получил благодаря императору Августу, который свою победу при Акциуме приписал главным образом помощи этого бога и потому воздвиг ему великолепный храм на Палатине, украсив его знаменитой статуей Скопаса, изображавшей Аполлона Кифареда.

 

Самая знаменитая из всех статуй Аполлона, без сомнения, — Аполлон Бельведерский в Ватикане, найденный в 1503 г. около Неттуно, древнего Акциума. Важнейшие божественные атрибуты Аполлона: лук, копье, колчан, лавровый венок, форминга.